Целевая комплексная программа развития 
средней общеобразовательной школы п. Маяк 
на 2006-2008 годы

 

Содержание


 

1. Паспорт Программы
2. Нормативно – правовая база
3. Введение
4. Информационная справка об образовательном учреждении
5. Аналитико-прогностическое обоснование программируемых изменений (цели и задачи)
6. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования
7. Создание условий для повышения качества образования
8. Создание условий для обеспечения образования квалифицированными педагогическими кадрами
9. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между администрацией и общественными органами
10. Формирование эффективных экономических отношений, партнерства с целью укрепления материально-технической базы школы
11. Предполагаемые результаты реализации программы
12. Приложение 1. Организационная структура управления школы
13. Приложение 2. Содержание деятельности по решению основных задач развития общего (среднего) образования на 2006-2008г.г.
14. Приложение 3. Список сокращений



 

Паспорт
целевой комплексной программы развития средней общеобразовательной школы п. Маяк на 2006-2008 годы

Наименование Программы Целевая комплексная программа развития средней общеобразовательной школы п. Маяк на 2006-2008 годы
Разработчики Программы Педагогический коллектив МОУ СОШ п. Маяк
Исполнители Программы Администрация, педагогический коллектив МОУ СОШ п. Маяк, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы
Научно- методические основы разработки Программы Целевая комплексная программа развития средней общеобразовательной школы п. Маяк составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
  1. Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96. г .№ 12-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 25.06.2002 г .№ 71-ФЗ и от 22. 08.2004 г. № 122-ФЗ);
  2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р);
  3. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010годы (от 03.09.2005 № 1340-р)
  4. Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних»;
  5. Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  6. Постановления Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (от 04.04.2002 г. №217)
  7. Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131
  8. Закона РФ «О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. №122
  9. Программа развития системы общего и дополнительного образования Елецкого района
  10. Федеральных, областных, муниципальных целевых программ «По укреплению общественного порядка и усилению борьбы с преступностью», «Профилактика безнадзорности и правонарушений», «Противодействие употреблению наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ, их незаконному обороту», «Здоровый ребенок», «Молодежь» и др.
Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы I этап: обсуждение Программы на педагогическом совете школы, на заседании Совета школы, на общешкольном родительском собрании.
II этап: принятие Программы на совместном заседании Совета школы и педагогического совета протокол № 3 от 26.12. 2005 года. Кем принята программа Советом школы, педагогическим советом
С кем согласована Программа С отделом образования администрации Елецкого района
Цели и задачи Программы Цель – реализация полномочий школы в соответствии с российским законодательством, обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Задачи:
  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • создание условий для повышения качества образования;
  • создание условий для обеспечения школы квалифицированными педагогическими кадрами;
  • обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса;
  • обеспечение доступности дошкольного образования;
  • повышение роли образования в воспитании личности;
  • совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у обучающихся целостного отношения к своему здоровью; внедрение современных информационных
  • образовательных технологий, в том числе- дистанционного обучения, использование новейших электронных образовательных ресурсов на всех учебных предметах;
  • введение профильного обучения.
Приоритетные направления Программы Приоритетами Программы являются:
  • внедрение современных образовательных технологий, использование новейших электронных образовательных ресурсов на всех учебных предметах;
  • образование детей старшего дошкольного возраста (5-6,5 года) с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения на I ступени;
  • введение профильного обучения, обеспечивающего каждому школьнику возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального и личностного становления;
  • повышение качества воспитательной работы в средней ступени общего образования.
Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения
  • Достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
  • Гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования.
  • Создание условий образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.
  • Создание условий для удовлетворения культурно-образовательных запросов ребенка, семьи и всего сообщества.
  • Профильное обучение на III ступени с предоставлением обучающимся возможности выбора индивидуального учебного плана.
  • Развитие социального партнерства, сотрудничества между образовательными учреждениями (школой и ОУ дополнительного образования), другими субъектами социальной сферы для решения организационных, финансовых, социально – педагогических проблем.
  • Достижение высокого уровня эффективности экономических отношений в образовании.
Срок действия Программы Начало реализации Программы- 2006 год
Окончание реализации Программы- 2008 год
Этапы реализации Программы I этап -2006 год
II этап -2007-2008 год
2007 год - подведение промежуточных итогов по реализации Программы
  • Техническое оснащение учебных кабинетов, обеспечение научно-методической базой, комплексным спортивным оборудованием.
  • Структура Программы
    1. Паспорт Программы
    2. Нормативно – правовая база
    3. Введение
    4. Информационная справка об образовательном учреждении
    5. Аналитико-прогностическое обоснование программируемых изменений (цели и задачи)
    6. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования
    7. Создание условий для повышения качества образования
    8. Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогических кадров
    9. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между членами администрации и общественных органов (Совета школы, родительского комитета)
    10. Формирование эффективных экономических отношений, партнерства с целью укрепления материально-технической базы школы
    11. Приложение 1. Содержание деятельности по решению основных задач развития образования на 2006-2008г.г.
    12. Приложение 2. Список сокращений
    Ресурсное обеспечение реализации Программы Бюджет Елецкого муниципального района, внебюджетные фонды, средства, полученные школой от ведения подсобного хозяйства, педкадры
    Объем и источники финансирования Программы Объем – 4608,2 тыс. руб.
    Источник - бюджет Елецкого муниципального района.
    Порядок управления реализацией Программы -Управление развитием образования должно обеспечить открытость образования как муниципально- общественной системы;
    - усиление роли общественных организаций (Совета школы, родительского комитета) с целью достижения прозрачности деятельности образовательного учреждения как в структуре, содержании образования, так и в части использования бюджетных и внебюджетных средств.
    Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы Администрация образовательного учреждения подготавливает ежеквартально материалы о ходе реализации Программы и докладывает на совещаниях, заседаниях Совета школы и родительской общественности Оценка степени достижения запланированных результатов реализации Программы по состоянию на момент подачи документов в организационную группу Национального проекта
    1. Освоение новых информационных технологий- 80% учителей.
    2. Внедрение в практику работы информационных компьютерных технологий на всех учебных предметах- 50% учителей.
    3. Оснащение спортивным оборудованием- 70%.
    4. Материально- техническая база и необходимые условия для образования детей старшего дошкольного возраста - удовлетворительные
    Куда направляется данная версия Программы Целевая комплексная программа развития средней общеобразовательной школы п. Маяк направляется в организационную группу Национального проекта

    Нормативно-правовая база

     

     

    1. Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 25.06.2002 г .№ 71-ФЗ и от 22. 08.2004 г. № 122-ФЗ);
    2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р);
    3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010годы (от 03.09.2005 № 1340-р)
    4. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних»;
    5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
    6. Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (от 04.04.2002 г. №217)
    7. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131
    8. Закон РФ «О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. №122
    9. Программа развития системы общего и дополнительного образования Елецкого района
    10. Федеральные, областные, муниципальные целевые программы «По укреплению общественного порядка и усилению борьбы с преступностью», «Профилактика безнадзорности и правонарушений», «Противодействие употреблению наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ, их незаконному обороту», «Здоровый ребенок», «Молодежь» и др.

    Введение

     

    Программа является организационной основой образовательной деятельности МОУ СОШ п. Маяк и выступает методом управления процессом устойчивого развития образования.
    Создание механизма устойчивого развития образования влечет за собой ряд существенных изменений:
    • превращение образования в широкую социальную сферу, которая, кроме традиционных задач обучения и воспитания подрастающего поколения, берет на себя новые функции: социально – преобразующую, социально – стабилизирующую, оздоровительно – реабилитационную, социальной защиты и поддержки, социально – адаптационную и культурологическую;
    • необходимость достижения нового качества общественного и государственного регулирования развития образования на основе последних научных достижений;
    • актуализацию, реализацию различных форм социального партнерства, сотрудничества между образовательным учреждением и другими субъектами социальной сферы, что способствует решению организационных, финансовых, социально – педагогических проблем;
    • возникновение и дальнейшее развитие общественно – педагогического движения в защиту прав, свободы и достоинства детей на основе взаимодействия педагогического сообщества, родительской общественности и органов власти;

      Данная программа является документом, уточняющим позиции программы развития системы образования МОУ СОШ п. Маяк на 2006 – 2008 годы. Реализует идею того, что образование сегодня – деятельность, которой каждый человек для полноценного социального существования и самореализации может заниматься по своему выбору. На данный момент образовательная система школы имеет единое образовательное и воспитательное пространство.

      Информационная справка об образовательном учреждении

       

      1. Качественная характеристика
      МОУ СОШ п. Маяк открыта в 1979году.
      Учредители школы:
      администрация Елецкого муниципального района;
      Районный отдел образования.
      Здание школы- типовое, проектная мощность -320 мест.
      В школе имеется спортивный зал, библиотека: фонд- 6584 экземпляра, один кoмпьютер, имеется электронный каталог, Музей истории села, Зал боевой Славы, компьютерный класс- 10 компьютеров, 15 учебных кабинетов, мастерские – 14 рабочих мест, столовая на 60 мест, комплексная спортивная и игровая площадки.
      Техническое состояние школы удовлетворительное.
      2. История и традиции школы.
      Историческое название МОУ СОШ п. Маяк – Волчанская средняя общеобразовательная школа. Она была основана в 1895 году в деревне Волчье как церковно-приходская священником Строковым. До 1932 года это была начальная школа. В 1932 году она преобразована в семилетку. В 1960- в восьмилетнюю. Средней школой она стала в 1966 году и функционировала в деревне Волчье до 1979 года. 12 ноября в п. Маяк открывается новое здание школы, где созданы хорошие условия для обучения и воспитания школьников, продолжения традиций предыдущих десятилетий. С каждым годом зарождались новые, сохранялись накопленные: праздники села, дни урожая, встречи разных поколений, встречи трудовых династий, военно-патриотические игры, вечера встречи выпускников, закладка памятных аллей.
      В декабре 1987 года школу посетила делегация из ГДР. Во время визита иностранцев педагогический коллектив поделился опытом обучения и воспитания школьников.
      Ежегодно коллектив школы готовит будущие военные кадры. В настоящее время в ВУЗах военного направления обучаются 15 выпускников школы. За три последние года поступило в различные ВУЗы- 65% выпускников.
      С 1996 года, участвуя во Всероссийском конкурсе «Школа года», МОУ СОШ п. Маяк по 2002 год являлась лауреатом конкурса, награждена дипломами. В 2001 году присвоено звание «Школа века»и получен диплом.
      В 2005-2006 учебном году в школе обучаются 130 учащихся в одну смену. Скомплектовано 11 классов,5 групп продленного дня, на базе школы четвертый год открыта группа кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста (10 человек).
      Школа работает в режиме шестидневки.
      Продолжительность урока – 45 минут.
      Вторая половина дня – индивидуальные консультации, работа кружков (краеведение, драматический, хоровой, «Художественное слово», экологический, ИЗО и художественный труд, вязание и других), секций (волейбол, баскетбол, ОФП, настольный теннис, шашки, шахматы), факультативов, общешкольные творческие дела, внеурочная воспитательная работа по классам.
      2.Характеристика педагогического коллектива
      Всего педагогов в школе- 30
      а) по уровню образования
       
      Категория специалистов Высшее педагогическое Незаконченное высшее Среднее специальное
      Учителя начальных классов 4 - -
      Учителя II и III ступеней обучения 23 1 2

      б) по стажу работы
       
      1-3 года 4-10 лет 11-15 лет 16-25 лет Свыше 25 лет
      1 7 13 5 4

      в) по квалификационным категориям
       
      Работники с высшей категорией С I квалификационной категорией Со II квалификационной категорией
      2 16 2

      г) количество работников, имеющих отличия
      Всего Заслуженный учитель РФ Отличник просвещения СССР Отличник народного просвещения Почетный работник общего образования РФ
      9 1 1 3 4

      д) обеспеченность кадрами и возможность вакансий:
      Кадрами обеспечены.
      Вакансий нет.
      В школе работает методический совет и следующие методические объединения учителей предметников:
      • естественно-математического цикла;
      • гуманитарного цикла;
      • начальных классов.

      3. Особенности управления школой.
      Административное управление осуществляет директор и его заместители.
      Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, методический совет, родительский комитет, общешкольное собрание.
      Заместители директора реализуют оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную информационно- аналитическую, планово- прогностическую, организационно- исполнительную, контрольно- регулировочную и оценочно-результативную функции (схема 1).
      4. Социальная среда школы.
      На образовательную ситуацию в школе оказывает большое влияние ее расположение на окраине района. Радиус микрорайона 12 километров, удаленность от города -35 километров. Недалеко от школы – административный центр поселка: сельский Совет, почта, амбулатория, детский сад, три торговых точки, контора сельхозкооператива Маяк. Население микрорайона 1810 человек. Среди них переселенцы из стран ближнего зарубежья – 70 человек.
      Культурный центр- Дом культуры, где функционирует библиотека, кинозал, организована работа кружков. Отсутствие квалифицированных кадров не позволяет в достаточной степени обеспечить удовлетворение эстетических, интеллектуальных потребностей учащихся. На базе Дома культуры работает филиал детской музыкальной школы, школа бокса.
      Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды.
      5. Субъекты и источники социального заказа.
      Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально- профессиональный состав родителей и обучающихся.
      Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе они ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в ВУЗы, средние специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие способностей.
      Контингент обучающихся: 130, из них мальчиков- 70, девочек- 60. Русских- 128, украинцев-1, узбеков-1.
      Всего семей – 101: из них: полных – 71, неполных -30. Многодетных – 10. Семей рабочих- 76, служащих- 25, в них воспитывается детей-97; 33. Переселенцев- 1 семья (1 ребенок).
      По состоянию здоровья: I группа -39 -30% , II группа – 82-63,1% , III группа- 9- 6,9%.
      По успешности обучения: отличников- 10- 8,4%, хорошистов- 47- 39,5%. Качество обученности -47,9%, уровень обученности- 100%.
      Аналитико - прогностическое обоснование программируемых изменений (цели и задачи)
      Главная цель школьной образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Под современным качеством образования понимается:
      • соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к демократическому, открытому обществу с рыночной экономикой; это предполагает ориентацию на усвоение учащимися заданного объема учебного материала, на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;
      • соответствие содержания образования целям образования, познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности содержания образования; создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях; повышение уровня востребованности обществом результатов школьного образования во «внешкольной» и «послешкольной» деятельности учащихся;
      • соответствие воспитательной системы школы основным ориентирам государственной политики в области воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
      • соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

      Для достижения указанной цели будут решаться следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
      1. Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования.
      2. Создание условий для повышения качества образования.
      3. Создание условий для обеспечения школы квалифицированными педагогическими кадрами.
      4. Управление развитием образования на основе четкого распределения ответственности между субъектами образовательной политики (администрация школы, педагогический совет, Совет школы, родительский комитет).
      5. Формирование эффективных экономических отношений в образовании, укрепление материально-технической базы школы.

      Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования
      Обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного, основного общего и среднего общего (полного) образования осуществляется системой образования школы, представляющей собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, включая федеральный, региональный и школьный компоненты.
      Полноценность образования определяется его содержанием, обеспечивающий необходимый уровень общей культуры, формирование у обучающегося соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, способного к включению в современное общество, ориентированного на самоопределение и самореализацию.
      Гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования могут быть реализованы через:
      • реализацию образовательных программ дошкольного, начального, основного общего и среднего общего (полного) образования;
      • создание условий для получения среднего общего (полного) образования;
      • создание условий для получения образования в различных формах (очной, самообразования, экстерната);
      • развитие системы психолого – педагогического и социального сопровождения;
      • создание образовательного пространства для детей, нуждающихся в государственной защите, и детей с проблемами в здоровье и развитии;
      • создание образовательного пространства для одаренных детей;
      • формирование механизмов взаимодействия с органами исполнительной власти для решения проблем образования.

      Создание условий для повышения качества
      образования Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. Для достижения этого необходимо расширение прав ребенка и родителей, уважение к личности ребенка, учет образовательных интересов каждого ученика, соответствие образовательного процесса возрасту, обеспечение полноценного психического и физического развития, охрана здоровья детей.
      В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в ее созидание. Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются: обучение деятельности, то есть умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий; формирование личностных качеств – ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности; формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний о роли и месте каждой науки в системе наук, целостное представление о мире (природе – обществе – о самом себе).
      Стратегия модернизации общего образования определила его основные направления: интеграция учебного содержания, развитие пользовательских навыков в информационных технологиях, формирование коммуникативных компетентностей (в сфере родного и иностранных языков).
      Общее образование призвано создать условия для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации.
      В начальной школе направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности должна выступать как главный приоритет с самого начала обучения. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). При этом образовательный процесс нацелен на становление учебного сообщества, то есть группы детей, объединяющихся для совместного выполнения заданий.
      Внутри учебного сообщества создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого ученика. Основным педагогическим средством при этом является пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по становлению адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений. Оценивание педагога отражает процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый им на данный момент.
      Варианты образовательных программ школы, способы построения предметно-пространственной среды, учебного сообщества и системы оценивания, возможности включения родителей в образовательный процесс являются основными направлениями для повышения качества образования в начальной школе.
      Результатом образования в основной школе является способность учащегося к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной траектории (или профессиональной траектории, если основная школа становится последним этапом школьного образования).
      Необходимым условием достижения заявленного результата образования выступает построение основной школы на основе множественности видов деятельности, предлагаемых учащимся. Структурообразующим принципом является формирование у обучающихся проектной деятельности как ведущей на этапе основной школы.
      Проект в контексте образование есть результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом условиях. Специально организованные условия позволяют ребенку действовать самостоятельно, получать результат, анализировать его, предъявлять окружающим и планировать образовательную перспективу. В связи с этим возникает необходимость использования предметных навыков как средства реализации проекта.
      Основной компетентностью, формирующейся к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. В данном понимании может быть выделена структура компетентности:
      • социальная компетентность - способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
      • коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
      • предметная компетентность - способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

      Образовательный процесс, построенный в соответствии с динамикой возрастного развития обучающихся в основной школе, определяет ожидаемые результаты. Подросток
      • обладает соответствующими компетентностями, позволяющими ему успешно социально адаптироваться;
      • обладает определенным социальным опытом, позволяющим ориентироваться в окружающем мире и взаимодействовать с окружающими людьми;
      • умеет делать осознанный выбор (на уровне имеющейся информации и опыта) и несет ответственность за него;
      • понимает ценность образования, мотивирован к его продолжению независимо от выбираемого дальнейшего жизненного пути, способен к активной адаптации на рынке труда;
      • имеет гражданскую ответственность, правовое самосознание, духовность и культуру, инициативен, самостоятелен, толерантен.

      Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптированной личности подростка, а с другой стороны, реально происходит (в силу достижения соответствующего возраста) социальное, профессиональное и гражданское самоопределение.
      Концепция модернизации общего образования в отношении старшей школы определила принципы стратегии:
      • целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся возможностей, ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в социальном пространстве;
      • постепенная переориентация образовательного процесса с преимущественной трансляции системы знаний, умений и навыков к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

      Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного процесса в старшей школе, который с необходимостью должен включать в себя индивидуальные формы учебной деятельности, выработку проектно-исследовательских навыков, самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
      В начальной и основной школе ведущий акцент необходимо сделать на педагогических составляющих образования, модернизация старшей школы – это, преимущественно, управленческая задача, задача управления экспериментальной проработкой новых форм организационно-методического сопровождения образовательного процесса. Главная управленческая функция в отношении старшей школы заключается в создании условий и механизмов для самореализации подростков, в формировании адекватной для этой цели предметно-пространственной среды.
      Обеспечение полноценного физического развития, охрана здоровья детей в школе осуществляется через:
      • обеспечение условий безопасного функционирования школы, оздоровительного лагеря в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, государственного пожарного надзора, инспекции по охране труда;
      • организацию работы по проведению мероприятий, предотвращающих чрезвычайные ситуации;
      • осуществление регулярного медицинского обслуживания обучающихся;
      • обеспечение условий для организации полноценного питания обучающихся.

      Качество образования обеспечивается разработкой и реализацией программ материально-технического обеспечения в соответствии с образовательными программами.
      Создание условий для обеспечения образования квалифицированными педагогическими кадрами
      С целью обеспечения образовательного учреждения высококвалифицированными кадрами необходимо совершенствовать организацию научно – методического сопровождения, возможностей повышения квалификации и переподготовки педагогов. Для этого следует создать систему анализа состояния кадрового обеспечения, прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития образования школы.
      Обеспечение повышения статуса и профессионализма педагогических работников может осуществляться по следующим направлениям:
      • участие профессиональных педагогических сообществ (методических объединений, методического совета и других) в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной деятельности;
      • организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для педагогических работников, использования информационных и коммуникативных технологий в образовательном процессе;
      • переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе;
      • подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества образования.

      В частности, следует повысить квалификацию педагогических работников, обеспечивающую освоение принципов и технологий взаимодействия с семьями обучающихся, иными социальными партнерами, развитие позитивного информационного поля образования.
      Переподготовка и повышение квалификации специалистов образовательной системы направлены на осознание позиции: насколько сам учитель соответствует понятию гражданин демократического открытого общества и отвечает требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.
      Управление развитием образования на основе распределения ответственности между администрацией школы и общественными органами
      Управление развитием образования необходимо выстраивать так, чтобы обеспечить открытость образования как муниципально-общественной системы, усилить роль всех субъектов образовательной деятельности и их взаимодействие в модели взаимной ответственности в сфере образования. Усиление роли общественных организаций (Совета школы, родительского комитета) позволяет расширить публичность деятельности образовательного учреждения и общественных органов управления образованием как в структуре, содержании образования, так и в части использования бюджетных и внебюджетных средств. Продолжение работы по развитию практики родительских дней, творческих отчетов, районных и административных контрольных работ, информированию населения о состоянии и направлениях развития образования школы, созданию условий общественного диалога по проблемам совершенствования образовательного процесса, осуществлению презентации опыта педагогических работников способствует управлению развитием образования школы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной деятельности. Социальными составляющими системы образования являются социальное партнерство и само образовательное сообщество.
      В современных условиях управление образованием - это прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создать единую систему образовательной статистики, показателей качества образования и систему мониторинга образования. Эффективность управления образовательной системой может быть достигнута за счет интегрированной системы сбора информации, ее обработки, анализа и хранения.
      Формирование оптимальной модели управления образования предполагает четкое распределение и согласование компетенций, прав и ответственности всех субъектов образовательной деятельности.
      Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из объектов образовательных взаимоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.
      Формирование эффективных экономических отношений в образовании, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений
      Эффективность экономических отношений и затрат определяется системностью планирования обеспечения расходов по развитию материального ресурса, выделением оснований для сочетания неотложных и перспективных направлений развития, сочетанием усилий по материально – техническому и учебно – наглядному обеспечению, совпадением научно – методических исследований, разработок, повышения квалификации педагогических кадров с объективными потребностями практики образования и эффективностью затрат.
      Важнейшими элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования образования, должны стать:
      • увеличение разнообразия организационно – правовых форм образовательных учреждений и организаций;
      • последовательная реализация принципа экономической автономии учета внебюджетных средств школы;
      • обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово – экономической ответственности;
      • организация на безе школы дополнительных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса, стимулирования инновационных образовательных процессов.

      Повышение экономической самостоятельности школы, система сотрудничества с предпринимателями позволит увеличить долю затрат на улучшение условий для осуществления образовательного процесса. В связи с постепенным переходом на новые юридические и экономические условия существования образовательных учреждений необходимо осваивать дополнительные образовательные услуги. Среди них- консультации, диагностические исследования, проводимые по заказу педагогов, родителей, учащихся. Востребованы также услуги по обучению педагогов перспективным педагогическим технологиям, социологические и психолого- педагогические исследования, экспертизы инноваций, внедряемых в образовательный процесс, разработка диагностического материала для проведения мониторинговых исследований различной направленности, составление тестовых пакетов и методик контроля за качеством образовательного процесса, проектирование образовательных программ, формирование информационных баз данных для педагогов, обучающихся и родителей.
      Для развития материально-технических условий образования необходимо разработать механизмы эффективного использования финансовых ресурсов, поступающих из муниципального бюджета, привлечение дополнительных средств, направленных на развитие образовательного процесса. Особое место в развитии материально-технической базы образовательного учреждения должно отводиться обеспечению безопасных условий пребывания.
      Предполагаемые результаты реализации программы
      1. Достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
      2. Гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования.
      3. Создание условий образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.
      4. Создание условий для удовлетворения культурно-образовательных запросов ребенка, семьи и всего сообщества.
      5. Профильное обучение на III ступени с предоставлением обучающимся возможности выбора индивидуального учебного плана.
      6. Развитие социального партнерства, сотрудничества между образовательными учреждениями (школой и ОУ дополнительного образования), другими субъектами социальной сферы для решения организационных, финансовых, социально – педагогических проблем.
      7. Достижение высокого уровня эффективности экономических отношений в образовании.

    В начало

    Hosted by uCoz