|
В средней
школе поселка Маяк изучение информатики в компьютерном классе
(КУВТ-86) началось с 1990 года, а с 2000 года школа получила
более современные компьютеры и обучение новой техники учениками
было освоено очень быстро. Кроме этого при переходе к новым
компьютерам начали осваивать новый язык программирования Turbo
Pascal (в старых компьютерах был Focal). Несмотря на эти
переходы, учебный процесс от этого не пострадал, а наоборот,
стал еще более сложным, трудоемким и, конечно же,
красочно-наглядным.
Бурное развитие информатики, как науки о технических и
программных средствах, заставляет нас, учителей информатики,
ежегодно вводить корректировки в тематические планы по изучению
информатики в средней школе, но при этом обязательно соблюдается
перечень тем из документа «Обязательный минимум содержания
образования по информатике», подготовленный Министерством общего
и профессионального образования России.
После появления новых компьютеров стало возможным применение
следующих видов уроков:
- в начальных классах применяются уроки с заранее
подготовленным для каждого ученика индивидуальным заданием;
- в средних классах применяются уроки с графическим
построением. Например, из маленького кубика или
прямоугольника надо получить пирамиду или призму;
- в старших классах применяются уроки с разделением класса
на группы. Например, надо решить задачу с написанием
программы на Turbo Pascal и выполнение этой задачи на
электронной таблице Excel. Для выполнения этого задания,
класс делится на группы, каждая из которых имеет своего
лидера. В группах одни составляют программу на Turbo Pascal,
другие оформляют таблицу на Excel. Лидер группы отвечает за
правильность решаемых задач;
- интегрированные уроки. Данные уроки соответствуют
требованиям сегодняшнего дня и поэтому в этом учебном году с
учителями начальных классов были организованны несколько
уроков такого типа. Нас посетили представители других школ
и, я думаю, что наши занятия, на долго останутся у них в
памяти.
Далее, в приложение 1, даны краткие описания нескольких
практических занятий на компьютерах: |
Урок 1. Ученики осваивают работу с инструментами графического
редактора Paint, выполняя при этом следующие виды заданий:
построить геометрическую фигуру (треугольник, прямоугольник,
квадрат, круг, овал и др.); залить соответствующей краской
каждую фигуру; из вершины А провести медиан и обозначить его АD;
в квадрате провести обе диагонали; в эллипсе надо построить две
кривых линии и др.
Цель урока: умение выполнять «надписи».
|
 |
Урок 2. Ученики, используя инструмент Paint, более наглядно
описывают арифметические действия над множествами.
|
 |
Урок 3. Учащимся предлагается выполнить следующее задание:
Рабочим полем является квадрат размером 5х5 ячеек. В ячейки
рабочего поля надо заполнить 5-и предложенными буквами с таким
условием: буквы не должны повторяться по строкам, столбцам и
диагоналям.
|
|
Для выполнения
предложенной работы необходимы следующие умения:
выделить объект инструментами Paint;
копировать объект;
переносить объект и др.
Урок 4 и урок 7. Вначале ученик строит в объёме «кирпич», далее
предполагается использование полученного «кирпича» для
построения пирамиды или призмы. Важным в данной работе является
то, какой из путей решения выберет ученик и как он организует
работу.
|
 |
Урок 5 и урок 6. Ученики на плоскости, используя предложенные
блоки, должны построить заданный дворец или здание. На данных
уроках отрабатываются навыки учеников по выделению, перемещению
и копированию блоков.
|
 |
 |
Практическая работа «Азбука народной мудрости» выполняется во
втором классе:
ученики должны набрать текст на компьютере;
выбрав одно из предложений, должны выделить главные члены в
нём;
главные члены предложения разделить на слоги.
|
Практическая работа «Подсчитай и угадай» также выполняется
учащимися второго классанеобходимо выполнить предложенные
примеры; по полученным ответам из алфавита, надо выбрать
соответствующую букву; из букв составить слова; из полученных
слов составить пословицу или поговорку, которую затем напечатать
на компьютере. Надо
отметить, что по санитарным нормативам, ученики второго класса
за компьютером должны работать 10-15 минут. Из нашей работы
видно, что ученик больше времени проводит за партой, выполняя
задания. В компьютер вносят ответы на примеры и полученную
пословицу или поговорку.
Из последних практических работ видно, как уроки информатики
незаметно переходят к урокам математики и русского языка. На
сегодняшний момент интегрированные уроки являются наиболее
практичными. Тесные творческие контакты с учителем начальных
классов Пашковой Мариной Валентиновной привели к созданию
интегрированного урока, в котором объединились уроки
информатики, математики и ознакомления с окружающим миром.
 |
Для старших классов были созданы следующие практические работы:
«Двенадцать пентамино». Идея работы заключается в следующем:
заполнить рабочее поле с размером 6х10 клеток фигурами (их
12) составленными из 5 клеток. Работа считается законченной,
если плотно закрыл всё поле и при этом не повторил ни одну
фигуру. Ученик может изменить положение фигуры, используя
возможности редактора Paint.
|
 |
«Семь элементов кубиков Сома».
Идея работы заключается в следующем:
семь объёмных фигур надо объединить так, чтобы получился куб
размером в 3 клетки. Каждая фигура состоит из 3 или 4 кубиков с
размером в 1 клетку.
|
 |
Последние две работы отличаются от
других определённой сложностью, и поэтому предлагаются только
старшеклассникам и ученикам кружка «Юные программисты».
Для решения первой работы предлагаем вырезать каждую фигуру из
картона и раскрасить их разными красками, подготовить поле
размером 6х10 клеток, 5х12 клеток и 4х15 клеток. И, наконец,
попытаться покрыть рабочее поле этими разноцветными 12 фигурами
вне компьютера.
Вторую работу сначала надо выполнить с
помощью пластилина. Если верное решение будет найдено, то работа
переносится на компьютер. При выполнении работы на компьютере
возникают дополнительные трудности: накладывание разных частей
фигур и искажение картины в целом. Это легко устранить с помощью
одиночного кубика. |
При создании новых практических работ участвуют одарённые дети
нашей школы. Из них второй призёр районной олимпиады по
информатике, ученик 10 класса Порошин Павел. Он создал несколько
интересных фигур, используя компьютерную графику. |
 |
 |
 |
 |
 |
В заключении хочу отметить, что компьютерные классы в сельских
школах, как и, наверное, было задумано правительством РФ,-
открытая дверь для современных знаний. В неё надо войти не
только учителям информатики, но и всем учительским коллективам,
не говоря уже о наших воспитанниках (у некоторых дома уже есть
компьютеры). Без компьютера жизнь и учёба в будущем будет очень
ограниченной, бедной. И поэтому сегодня компьютерные классы
должны работать с большей нагрузкой. Это не мебель, не роскошь,
а хороший инструмент, который не ржавеет, если работает. А
значит, приносит пользу. |
Главное |